Популярно мнение, что обучение диджеингу сводится к ответу на вопрос: Как свести два трека в один? Это так, но только отчасти. Отработка навыков сведения займет не один час и не один вечер тренировок. Путь к многочасовым DJ-сетам и титулу короля (или королевы) ночной жизни начинается с азов. Диджею нужно понимать, как устроена композиция. Только так сведение станет осмысленным, а не превратится в лихорадочные манипуляции с регулировками на пульте.
С чего начать, если раскачивать танцполы – мечта детства? Как научиться сводить треки правильно и при этом красиво? Для ответа на этот вопрос обратимся к теории.
Основы диджеинга
Разберемся, что такое сведения в целом. В широком смысле сведение – это такая смена композиции, при которой один трек плавно перетекает в другой без остановки воспроизведения. Чтобы свести треки, диджей приводит BPM обеих композиций к одинаковым значениям. BPM (beats per minute) – это характеристика “скорости” трека. Он определяет, сколько ударов метронома, роль которого выполняют “тарелки”, уместится в одной минуте. Другими словами bpm определяет, сколько раз человек топнет ногой в ритме композиции за минуту.
Кроме того, композиция делится на музыкальные фразы, а они – на такты. В такте, в свою очередь, 4 удара. Упомянутые фразы могут состоять из 4,8,16 или 32 тактов. То есть, через 32 такта, в композицию с большой долей вероятности добавится новый сэмпл или изменится главная мелодическая линия.Это важно, потому что сводить треки нужно с учетом их структуры.
Если говорить о клубной музыке, то в рамках каждого отдельного жанра значения bpm варьируются в небольшом диапазоне. Как пример рассмотрим хаус. В этом жанре темп треков держится в диапазоне 130-140 bpm. В таком случае привести два трека к одному темпу несложно и времени подумать над эффектным переходом между ними достаточно. Но в случае сведения треков двух разных жанров или отличающихся по темпу на 10+ bpm, от диджея потребуются развитые навыки и отработанные до автоматизма движения.
Для облегчения жизни диджеям, в танцевальной музыке предусмотрены специальные “разгонные полосы” в начале и конце трека. Продюсеры оставляют их как раз для удобства сведения. Эти фрагменты представляют собой “голый” ритм, без каких-либо дополнительных инструментов. Сделано это для того, чтобы сделать плавный переход между треками было проще.
Покупка полноценного диджейского пульта доступна не всем, да и на первых порах не слишком оправдана. Поэтому рекомендуется попробовать силы в таких программах как VirtualDJ и других компьютерных “вертушках”. Рассмотрим, как работают эти программы.
Как сводить треки в Virtual DJ
Тренировать навыки сведения новичку проще в программе Virtual DJ. Она несложна в освоении, а интерфейс имитирует диджейский пульт. Поэтому если научить сводить треки в Virtual DJ, то проблем с настоящими “вертушками” не возникнет.
Запустив программу, первое, что видит пользователь – две области воспроизведения с различными кнопками и «крутилками». С помощью последних меняется темп трека, его громкость, регулируются частоты и соотношение дорожек в миксе.
Перейдем к практике и рассмотрим, как правильно сводить трек в Virttual DJ. Для этого нужно:
- Загрузить по композиции в обе области воспроизведения. Для удобства назовем их Deck-1 и Deck-2
- Запустить воспроизведение на Deck-1. Пока трек проигрывается, с помощью визуализации звуковой дорожки находим место, пригодное для сведения
- Привести оба трека к одному темпу. Для этого используем регулировку pitch. Все подобные манипуляции проводятся с Deck-2, который пока слышит только диджей. Чтобы лучше слышать какой-либо из треков, двигаем кроссфейдер, расположенный по центру, в нужную сторону
- Начать смешивать треки, как только вся подготовка к этому завершена. Для этого увеличиваем громкость на Deck-2
- Микс готов. Теперь нужно постепенно убрать из него трек с Deck-1 и загрузить на последний новую композицию
- Повторять пункты выше, пока не получится
На словах сведение – не такой уж сложный процесс. Но на практике ни у одного новичка не получается свести трек правильно. Для этого и нужна практика.
Поговорим о “фишках”. Посмотрим, какие способы сведения практикуют DJ.
Как сводить треки красиво
Популярны 3 техники сведения. Они вносят разнообразие в сет и тепло воспринимаются публикой на танцполе. Перечислим эти техники:
- Классическое сведение. Фейдер (это “крутилка”, отвечающая за общую громкость) на Deck-2 открывается на три четверти, все частоты срезаются наполовину. Затем, частоты последовательно выкручиваются на полную, как и упомянутый фейдер. После этого процесс повторяется в обратной последовательности, но уже с Deck-1
- Сведение без низких частот. Сперва обе композиции проигрываются без низких частот. Затем убирается композиция, звучавшая на Deck-2, и открываются низкие частоты на Deck-1. Перчинки добавить поможет включение Deck-1 не в начале фразы, а в тот момент, когда музыкальный рисунок резко меняется
- Сведение с акцентами. В обеих композициях подбираются моменты без ритма или наоборот, с “голыми” ударными. Дополнительной яркости помогут добиться манипуляции с низкими частотами на обоих каналах
Итоги
Учиться диджеингу лучше с азов: основ музыкальной теории, изучения устройства и функционала диджейского пульта. Как только новичок усваивает базовые знания нужно к практике. Для этого не обязательно покупать дорогостоящее оборудование – тренироваться можно и на компьютерном софте, благо бесплатных вариантов достаточно. На отработку навыков сведения уйдет куча времени и нервов, но результат того стоит. Грамотный диджеинг – это осознанный диджеинг. Человек за пультом ответственен за атмосферу в клубе. Никому не понравится, если треки будут сводиться с “перебитовкой”, а то и вовсе прерываться. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, ремеслу диджея учатся долго и упорно, вкладывая в это душу и силы.
comments powered by HyperComments